Каменные изваяния Медвежьегорского района Карелии

Вообще, Медвежьегорский район Карелии, где расположена и Пегрема, уникален. Археологи прослеживают историю района вплоть до Х-го тысячелетия до нашей эры. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры; найден самый древний миф «О мировом древе», насчитывающий более пяти тысяч лет.

В Пегреме уникально буквально все, но самые захватывающие открытия предлагает так называемая «Поляна идолов».

Ключевая фигура «Поляны идолов» — каменное изваяние утки. Утка — праматерь земли в карело-финской мифологии, и её изображение часто встречается в петроглифах Онежского озера. В «Калевале» утка называется мудрой; она участвует в создании мира. В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя.

Каменные изваяния Медвежьегорского района КарелииНаиболее завораживающим каменным изваянием «Поляны идолов» является лягушка. На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа. В древнекитайской мифологии трехпалая лягушка вообще предстает лунарным божеством.

Но самое удивительное каменное изваяние на «Поляне идолов» – черепаха. Черепахи в Карелии не водятся, но образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха — важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха — основание земли, символ космического порядка. Она — образ великой праматери мира.

Что же может объединять этих, на первый взгляд, столь разных «представительниц животного мира», которых чья-то неведомая воля собрала вместе на «Поляне идолов»? В этих образах совместились три части Вселенной, Мира: Земля – мир живых, Небо – мир светлых богов, Вода – нижний мир, мир мёртвых и тёмных богов. Все они прародительницы МИРА и символизируют земное женское начало.

А почему столько одинаковых символов, собранных на небольшом участке карельской земли, которым впоследствии поклонялись практически все народы, проживающие в разных частях света? Всё это, в очередной раз, приводит к мысли об ОБЩЕМИРОВОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУР И ИХ НОСИТЕЛЕЙ! В 2001-м году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружили у озера Анзер Соловецкого архипелага странную «морскую пирамиду», возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившей к настоящему времени вразумительного объяснения.

Летом 2003-го года экспедиция, организованная автором, проводила исследования в Медвежьегорском районе Карелии, недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро.

В народной памяти ещё до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями.

К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них «ушли в землю» или «в песок» и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из «помеченных» камней, т.е. из камней с выбитыми на них «руническими знаками», которые наравне со смысловой и магической функциями, несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово «руна» вовсе не означает «букву» или «знак». Оно означает «секрет» или «тайну». Слово «руна» – аналог греческого мистерион («мистерия»). Системы рун вовсе не являются просто системами «букв» в обыденном смысле. Скорее, это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц.

Многообразные языческие верования и традиции славян (как и многих других культур) являются фундаментом, на котором возникла русская народная культура. Пережив века, они сохранились в глубинных слоях фольклора, повлияли на развитие народного менталитета. Интерес к данному вопросу не ослабевал у многих поколений историков, этнографов, фольклористов, археологов.

Алексей ПОПОВ