Камни-сейды

До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таёжных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район Республики Карелии), привлекающий из года в год всё большее число туристов, – один из таких памятников.
Гора Воттоваара является самой высокой точкой Западно-Карельской возвышенности – 417,3 метра над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские ученые считают, что Воттоваара – это уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический, но и историко-культурный.
На вершине Воттоваары, на площади примерно в шесть квадратных километров, находятся огромные камни прямоугольной формы, удивительные сооружения из камней в виде правильного круга, названные археологами кромлехами, и около 1600 камней-сейдов, уложенных в некоем таинственном порядке. Сейд – культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого из окружающей среды очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. Наиболее плотная концентрация камней-сейдов – на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Камни-сейды на горе ВоттоваараКамни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трёх тонн, поставлены на «ножки», то есть, уложены на несколько камней поменьше. Большинство камней лежит по берегам древних водоёмов и обрывов. Кто, когда и зачем поставил здесь эти камни?
Кстати, по мнению ряда исследователей, корень «сейд» («сид», «сэт» и т.д.) – очень древний; возможно, он восходит к тому (ещё палеотическому!) северному праязыку, который отчасти реконструировали отечественные лингвисты. Значения этого корня схожи и, безусловно, входят в круг священной лексики. В туманных и прекрасных легендах кельтов «сейды» – это и есть эльфы, ныне ушедшие в иной, волшебный мир через невидимые людям врата в холмах и горах. (Как ни вспомнить тут слова одного из «эльфов» известного писателя, учёного и почитателя эпоса «Калевала» Толкиена, чья мудрая цивилизация, по преданию, предшествовала человеческой: «…башни наших твердынь ещё смотрят на мир, но люди считают их просто скалами»). Слово «сейд» означало и «тайное знание». Именно в этом значении оно употребляется в древнейшем скандинавском эпосе «Старшая Эдда», в сюжете обретения рун богом Одином.
Одним словом, сейд – место поклонения дохристианским богам и камням, которых саамы наделяли сверхъестественными магическими свойствами и силой, место проведения древнейших шаманских ритуалов, о смысле которых мы сейчас можем только догадываться. Как сказал однажды всемирно известный английский археолог Пол Девере: «Камни начинают приоткрывать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышлёные малыши в мегалитическом детском саду. Нам ещё многому предстоит научиться».

Никаких предметов, которые позволили бы датировать памятник, до сей поры не найдено. Геологи пробурили дно озера в центре амфитеатра и взяли образцы грунта. Анализ показал наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий «фосфорной аномалии» – многочисленные обряды жертвоприношений возле сейдов, в результате которых появились залежи костей животных.

Читать далее