Наскальные рисунки Карелии

Петроглифы Карелии считаются одними из главных туристских брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных рисунков продолжаются до сих пор. Последние находки неизвестных ранее петроглифов были сделаны совсем недавно – в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг и в 2008 году на побережье Онежского озера. Сама же традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет – от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н.э., иначе говоря, возрасту гравировок не менее семи тысяч лет. Возможно, даже больше, принимая во внимание современные радиоуглеродные корректировки дат. Получается, что они создавались до постройки знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада. Наскальные рисунки – это не просто картинки с натуры, это переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, они занимали важнейшее место в жизни древнего человека.
С целью «прочтения» карельских петроглифов применялся материал финно-угорской мифологии. Все попытки оказались неудачными. Не будем забывать, что племена финно-угров появились на Русском Севере в районе I-II тысячелетия до н.э. Следовательно, создателей петроглифов отделяет от финно-угров временной массив не менее трёх (!) тысяч лет. Поэтому, в мифологии финно-угров много заимствований из древнейшей индоевропейской традиции, из фольклора славян, балтов и германцев. Наиболее продуктивным оказалось использование индоевропейской мифологии (в первую очередь, русской) в качестве ключа к прочтению карельских петроглифов, а именно – сюжетов духовного стиха о «Голубинной книге». Оказалось, что смысл этих «глубинных Знаний», обращённый к будущим потомкам, т.е. к нам и источником которых являлась «Голубиная книга», заложен, в частности, в онежских петроглифах.
В процессе проверки предположения был замечен удивительный процесс – наскальные рисунки уточняли уже не ясные со временем образы духовного стиха, а Стих делал понятным изображение на камне. Поражает воображение и то, что Стих о «Голубинной книге» пелся на берегах Онежского озера до первой половины ХХ века, сохраняя память о событиях и мифологии более чем семитысячелетней давности. Сюжеты, запечатлённые на карельских скалах, достоверно и убедительно совпадают с мифами древнейших индоевропейских преданий, с иранской Авестой и индийскими Ведами. Как известно, первые записи Вед были сделаны во втором тысячелетии до Рождества Христова, а Авесты – в первом тысячелетии до Р.Х. Наскальные изображения были высечены на III-IV тысячелетия раньше. Следовательно, они являются исходным текстом по отношению и к Авесте, и к Ведам.
Наскальные рисункиНапример, фигура «Беса». Она расположена на Бесовом Носу Онежского озера, является самой известной из всех онежских петроглифов и, вместе с тем, совершенно непонятой. Кандидат исторических наук Г. Базлов в своей книге «Где лежит «Голубиная книга?» назвал её условно Адамом. Используя это имя, он попытался обозначить круг древнейших представлений о происхождении Вселенной и человека. Есть несколько вариантов, объясняющих происхождение имени Адам. Одно из них, семитское, говорит, что имя Адам происходит от слова «земля», из которой он был сотворён. Есть и созвучное индоевропейское слово, в переводе с санскрита означающее «один» — «первый», которым нарицательно обозначают первочеловека. Однако, наиболее полное, детальное соответствие онежскому изображению первопредка обнаруживаются именно в духовных стихах о «Голубиной книге»:
«Да с начала века животленного
Сотворил Бог небо с землею,
Сотворил Бог Адама с Евою».

Адам «разделяется надвое». Осью, рассекающей на две равные половины изображение Адама, служит глубокая трещина в скале. Разлом гранитной плиты был использован художником в качестве элемента композиции. Трещина-разлом передает особый смысл мифологического расчленения, разделения первочеловека. Подобный прием продуманного использования рельефа камня в качестве смыслового элемента изображения известен в искусстве и неоднократно отмечался исследователями наскальных рисунков.

Читайте далее