Карелия в жизни и творчестве Николая Рериха

На острове Тулолансаари Ладожского озера, что в 10 км от карельского г. Сортавала, 29 августа 2009 года состоялась открытие памятной доски в честь пребывания там выдающегося художника, исследователя, путешественника, общественного деятеля Николая Рериха.
Как сообщает сайт «Новости музеев», мраморная доска с гравированным на меди рисунком Николая Рериха «Тулон» выполнена в Санкт-Петербурге по проекту художников В. Васильева и В. Головачёва. На белом мраморе алеет знак «Знамени Мира» – символ Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников.
На острове Тулолансаари стоял дом купца Овечкина, в котором семья Рерихов проживала в 1918 году. В 1920-х годах дом был перекуплен и вместе с другими постройками объединён в усадьбу «Tulolanhovi». В 1950-х годах, во время укрупнения колхозов, добротный деревянный дом был разобран и вывезен с острова. В Ладожской серии рисунков Николая Рериха до сих пор хранятся два листа с названием «Тулон», изображающие ландшафт и строения на острове. До настоящего времени на острове Тулолансаари не было ни одного упоминания о пребывании семьи Рерихов.
В 2009 году в рамках проекта «Карелия. Мифы и реальность», поддержанного Музеем-институтом семьи Рерихов, была снаряжена экспедиция на остров, результатом которой стала фиксация точного местоположения усадебного комплекса «Tulolanhovi», включающего в себя сохранившиеся до нашего времени объекты: пристань, дорогу в усадьбу, еловую аллею, колодец, остовы фундаментов хозяйственных построек. По результатам экспедиции было принято решение о необходимости установки памятного знака на месте бывшей усадебной пристани.
В 1918 году Николай Константинович Рерих – выдающийся художник и мыслитель – прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая его поездка в Финляндию и Карелию. Интерес Николая Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к её истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями.
В это же время художник проявляет интерес к старинным финским храмам; он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера – «в них чувствуется… время, когда христианство наложило руку на священный шамаизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных работ в финских каменных храмах. Рискну предположить, что суть интереса Николая Рериха к Северу – в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени; того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе. Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913 г.). Возможно, это центральная работа художника в отношении Финляндии и Карелии. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы. Современный исследователь Тибета, профессор Э. Мулдашев, пишет о скрытых пещерах, в которых находится генофонд человечества – представителей всех человеческих рас, живших на Земле. Не этот ли народ ушёл под землю?
Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем и сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодья. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своём образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Николай Рерих на Севере. Он занимался серьёзным изучением северных преданий, легенд, вёл научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на Востоке, на Тибете и Гималаях. Однако вопрос, почему Рерих выбрал именно эти места современной Карелии, остаётся открытым. То, что это не было случайностью, – доказывает вся жизнь великого мыслителя, в которой «случайность» для нас всегда оказывалась «закономерностью и необходимостью» для него.

Николай Рерих «Чудь под землю ушла»

Николай Рерих «Чудь под землю ушла»

Углубимся немного в топонимию и исследуем название карельского острова Тулолансаари. На русском языке оно обозначает «Потаённый остров». Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие «тула». Это — «скрытое, недоступное место» — «затулье», «притулье» («тулить» — укрывать, скрывать, прятать и т. п.). В финно-угорских языках этому русскому слову соответствует «tulla». Топонимы с корнем «тул» вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча — в Румынии, Тульчин — на Украине, Тулымский Камень (хребет) — на Северном Урале, река в Мурманской области — Тулома, озеро в Карелии — Тулос. И так далее — вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии — тулу.
О далёкой северной островной земле Тулия, или Тули, наперебой сообщали и средневековые арабские авторы — географы, историки, космографы. Так, философ Аль Кинди (ум. в 961/962 г.) писал об огромном острове Тулия и большом городе на нём с тем же названием, расположенных «в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом». Хотя упомянутая страна и окружена «великим морем», дальше неё плыть уже некуда — никакой другой земли в Северном (Ледяном) океане больше нет. Космограф Димешки, развивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном ещё в дохристианские времена. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далёком острове. Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых «Космографиях» и прилагаемых к ним так называемых «каргах», где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом.
Архетип Острова широко распространён в мифологиях различных народов мира. Так, в карело-финских рунах, объединённых и литературно обработанных Элиасом Лёнротом в стройный текст «Калевалы», Остров (по-фински — Сара) — это далёкая, забытая и во многом незнаемая северная прародина, откуда ведут своё подлинное происхождение многие герои. Например, одно из прозвищ Лёмминкяйнена — Сарилайнен (что переводится как Островитянин). Точно так же и Северная Страна Тьмы — Похъела, — где разворачиваются многие события «Калевалы», имеет второе, более архаичное название — Сариола.

Читать далее