Говоря об истории развития Карелии, нельзя не рассказать об уникальном для Северной Европы археологическом наследии – петроглифах.

Наиболее загадочной страницей в истории Карелии по праву считаются древние рисунки, выполненные инструментом первобытного человека – петроглифы, чей мистический смысл и художественная выразительность до сих пор не дают покоя исследователям.

Согласно данным, которыми оперируют ученые, общая совокупность петроглифов по всему миру насчитывает 20 миллионов изображений, многие из которых еще только предстоит расшифровать.

Самые известные, пользующиеся мировой славой, — петроглифы Карелии. Зачастую, исследователи обозначают их как «Библию каменного века».

Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это нанесенные на скальную поверхность стилизованные изображения животных, знаков, рыб, человеческих существ. Глубина насечек, из которых складывались рисунки, уходит на 2-3 мм в глубину скальной породы.

Смысл рисунков загадочен. Для части изображений исследователи так и не смогли найти объяснения, некоторые достаточно просты, на них представлены бытовые сцены, животные, птицы, рыбы, другие – можно отнести к солярно-лунарному типу (обозначающие Солнце или Луну). Каждый петроглиф несет в себе глубочайший смысл, а порою – повествует о событиях, недоступных пониманию современного человека. Так, некоторые ученые считают, что древние художники действительно были  свидетелями приземления летающей тарелки и петроглифы, повествующие об этом событии, — не плод воображения далекого художника, а реальный исторический факт.

Петроглифы в Карелии создавались предками прибалтийско-финских народов примерно в одно и тоже время, в период с IV до начала III тыс. до н.э.

Для петроглифов, расположенных на Онежском озере, характерны, в большей степени, фантастические образы и детали.

К примеру, комплекс рисунков на оконечности мыса Бесов Нос, известная в кругах ученых «Триада»: «Бес» (гигантская человекообразная фигура), «Сом» (налим)» и «Выдра (ящерица)», а также концентрические круги, лунарные знаки.

Онежские петроглифы — это уникальный храм небесного светила, где купол — само небо, иконостас – неприступные скалы с петроглифами, а алтарь – бескрайний горизонт с живым солнечным Богом.

Как и любое произведение искусства, привлекающее к себе внимание, наскальные рисунки не раз подвергались актам вандализма. В 16-17 веках монахи Мурманского монастыря, в непосредственной близости от петроглифов, нанесли на скалу семиконечные кресты.

На данном этапе развития, перед человеком, в широком смысле этого слова, стоит проблема  популяризации и сохранения петроглифов, а также использования их на благо человечества. Говоря о развитии Карелии, первоочередной задачей можно обозначить сохранение уникального археологического комплекса. Но только ли археологического? Возможно, смысл петроглифов откроется в будущем, и, сокрытый до поры, многое изменит в сознании современного человека.

История развития Карелии