Пророчества монаха Авеля и космогонические мифы народов мира

В 1766 г. по указу Екатерины II в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля учреждается государственная тюрьма для «безумствующих колодников». Ссылка применялась за различные преступления религиозного, политического и общеуголовного характера. Комендантом тюрьмы назначался настоятель монастыря. В числе первых узников было много лиц духовного звания, среди которых имя монаха Авеля стало известно широкому кругу совсем недавно.
В словаре биографий Брокгауза и Эфрона: «Авель – монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I монах Авель был заточён в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году».
Василий Васильев – будущий предсказатель Авель – до 28 лет ничем особым не выделялся, но внезапно бросил семью, работу и в 1785 г. принял постриг в Валаамском монастыре под именем инока Адама. Прожив в монастыре год, Адам уединился в пустыне на том же острове, где получил дар предвидения событий. Сам он объяснял это тем, что «неведомо как оказался на небе и там прочёл две книги». С тех пор с ним беседовал некий голос, который велел ему не держать своих знаний при себе, а сообщить о них «избранным», т.е. государям.
Монах АвельОднако, ряд архивных исторических документов, часть из которых хранится в библиотеке Валаамского монастыря и практически недоступна для широкого ознакомления, свидетельствует о том, что инок Адам «уединился в пустыне» не на самом Валааме, а на острове, носящем сегодня название Пеллотсаари, расположенном по соседству с Тулолансаари, в нескольких километрах от Валаама. С этими местами, по древним саамским преданиям, были связаны мифы о возникновении Мира!
В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы — космогоническими.
Один из наиболее древних мировых космогонических мифов повествует о том, что мир или отдельные его части возникли из космического яйца.
Он распространен в древнегреческой, индоиранской, китайской и других традициях. В древней мифологии яйцо – это и небо, и земля, и подземное царство.
У восточных славян собственные мифы о Вселенной почти не сохранились. Отдельные русские космогонические представления тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, где творцом Вселенной является водоплавающая птица и яйцо.
Большинство же мифов и легенд о происхождении Земли и всего живого на ней в том виде, в каком их помнят в народе, сформировалось достаточно поздно — после того, как с христианской культурной традицией на Русь попало много книг, содержавших не каноническое вероучение, а различные теории, отвергнутые христианством. Космогонические представления Месопотамии, Индии, Греции, Китая, Полинезии говорят о яйце, снесённом змеем, который обитал в первозданном океане. Яйцо раскололось пополам, одна его половина стала землёй, другая – небом.
В древних вариантах первой руны «Калевалы» говорится о том, как «небесный орёл» приносит шесть золотых и одно железное яйцо, из которых выходят предки финнов. Согласно древним иранским преданиям, бог света, праотец людей и учитель добра Ахурамазда также родился из «небесного яйца». Поэтому древние иранцы прославляли яйцо в священных гимнах, держали в храмах металлические изображения яйца.
Согласно мифологии догонов, Вселенная первоначально представляла собой яйцо, из которого вышли все первоэлементы, космические миры, существа и стихии. В догоновской космогонии всё структурировано и движется по спирали, в том числе развитие жизни, человека, Космоса.
Дети Зевса родились из яйца, снесённого Ледой.
Архаичные предания, восходящие к временам древнего пранарода, теснейшим образом сопрягаются с архетипом Космического яйца, из которого происходит мир. У финнов и карел свои мифы – об утином яйце, из которого возник наш мир. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивается с верхней половиной яичной скорлупы. А нижняя её половина замыкает собой подземный мир.
Космогонические каменные шарыВсе эти мифы и легенды об интересующих нас островах Ладожского озера так и могли бы остаться красивой сказкой и ни к прозрениям монаха Авеля, ни к творчеству Н. Рериха никакого отношения не иметь. Однако, странная молва об этих местах, как своеобразных «перекрёстках миров», не давала автору покоя, и в 2009 году он организовал экспедицию, ставящей своей целью поиск возможных ответов на поставленные ответы. Там впервые были обнаружены странные «каменные шары» и не менее странные «каменные полусферы», схороненные в водах Ладожского озера, которые самой своей формой свидетельствуют о древних космогонических представлениях.
Сами каменные артефакты предлагают ещё большее количество вопросов, тем более, что аналогов «каменным полусферам» автор нигде не встречал, а карельские геологи только разводят руками при попытке объяснения их происхождения.
Но главное в другом. Видимо, приоткрывается ещё одна глубоко сакральная тайна Карелии, связанная не только с историей нашего края, но и с такими удивительными и до конца не понятыми фигурами как монах Авель и Николай Рерих. А значит, впереди новые открытия!

Алексей ПОПОВ