Влияние путешествий, наполненных сакральным смыслом, на саморазвитие личности

В целом определение «сакрального» не сводится исключительно к обозначению религиозных объектов, а обозначает всё особенно ценное, особо значимое в историко-культурном наследии народов. При этом «сакральное» так или иначе всегда связано с вполне определённой мистичностью, что наиболее наглядно видно в сфере религии – явлении сугубо мистическом (связанным с Богом и сферой божественного), имеющим для множества людей особую ценность.
Объекты с особым сакральным смыслом притягивают внимание людей, проживающих в отдалённых от них местах, в других городах и странах, людей с другими культурно-историческими традициями. Это явление издревле порождало потоки паломников и любопытствующих, к которым со временем добавились и потоки светских туристов, приносящих весомый вклад в бюджет государств, на территории которых расположены такие объекты.
Подобный познавательный туризм существовал и в СССР, а сейчас в России и странах СНГ активно развивается и другая составляющая этого подсознательного любопытства – паломнический туризм.
Считая это явление системообразующей частью туристской отрасли, нельзя не обратить внимания на её важнейшие составляющие, связанные с саморазвитием личности, с патриотическим воспитанием молодежи и консолидацией народов России.
Сакральный туризм – это знакомство с системой историко-географических знаний об особо почитаемых и священных объектах природного, культурного и исторического наследия. В сакральном туризме происходит знакомство с различными видами объектов, их местонахождением, историей возникновения, современными традициями, связанными с этими объектами, их значение в жизни народа и многое другое…
Издревле объекты с определённым сакральным смыслом выполняли объединяющую роль для членов рода, племени, народов, проживающих на одной и той же территории или родственных народов, заселивших обширные пространства. Простейшими объединяющими объектами являются родовые святилища, которыми, как показывают исследования, с древнейших времён являлись природные объекты, расположенные недалеко от места поселения людей, а в более позднюю эпоху, как показывают данные археологии, занимали в поселениях центральное место. На территории родовых святилищ хранились реликвии рода. Наряду с небольшими родовыми святилищами, значительно большую, племенную консолидирующую функцию выполнял некий особо выделенный природный объект, одинаково почитавшийся всеми родами: священная роща, причудливая скала, пещера…
Отмечено, что один и тот же объект, наполненный сакральным смыслом, может соответствовать сразу нескольким из перечисленных функций (может быть, даже всем сразу). Например, святилища и храмы являются местом молитвы, обращения к богам (медиаторная функция). Наиболее крупные и прославленные из них выступают символами территориального объединения народов (консолидирующая функция), в праздничные дни храмы служат центром общественной жизни (коммуникативная функция), святыни, хранящиеся в храмах, выступают покровителями и защитниками народа и его жизненного пространства (протекторная функция), обладают некими целительными свойствами (лечебная функция). Наконец, совершение ритуальных действий, направленных на сохранение и благоденствие окружающей природы (природоохранная функция), что более характерно для святилищ древних традиционных (дохристианских) религий.
Таинственный зов странствий знаком многим. В некоторых он призывно звучит с раннего детства, некоторые начинают осознавать его, только вкусив свободу и радость дальних странствий. Тяга к путешествиям в разные времена объяснялась по-разному. Но мне кажется, что путешественник это, прежде всего, искатель. Он ищет что-то, что могло бы изменить его жизнь к лучшему. Всё зависит от того, с чем он связывает искомое качество жизни. Раньше им могло двигать стяжательство или честолюбие первопроходца и исследователя. Экспедиции снаряжались для того, чтобы расширить владения или снискать славы. Были, конечно, и пилигримы и странники, которые в пути к святым местам ощущали особую близость к Богу. Но и они тоже относятся к искателям, но искали они не достатка, а вечную обитель любви, полагая, что, в этом ограниченном мире пребывание в ней возможно только в пути.
Путешественника влечёт в странствия не столько потребность в новых впечатлениях, и уж совсем не то, что «там хорошо, где нас нет». Ценность опыта, полученного «за пределами привычного», заключается в том, что этот опыт может привести к совершенно неожиданному саморазвитию личности. В путешествии человек получает шанс освободиться от ограничивающих его сознание стереотипов, связанных с привычными для него обстоятельствами. Мир, в котором человек родился и вырос, нередко навязывает ему установки, препятствующие проявлению некоторых из его способностей. До поры до времени они остаются в скрытом состоянии, и человек может не осознавать, что они есть. Однако эти способности, как и любой заложенный в человеческой природе потенциал, стремятся к реализации. Причём этот потенциал имеет тенденцию напоминать о себе, даже несмотря на существующие в обществе табу.
Возможности трансформации, саморазвития личности всё больше привлекают внимание людей сегодня. Кризис, ворвавшийся в жизнь общества, побуждает человека изменяться. Экономический кризис инициирует кризис личностный, исход которого зависит от того, найдёт ли человек возможности для самоактуализации в меняющихся обстоятельствах или нет.
Будучи разобщённым с сущностным ядром своей личности, человек зачастую не осознаёт ни своего достоинства, ни смысла своей жизни. Для того чтобы обрести устойчивость в потоке нередко трагических событий, человек стремится к спасительным знаниям о том, зачем он здесь, каково его место в мире.
В древности люди в поисках этого знания уходили в пустыни и леса, уединялись в пещерах, отправлялись в странствия и возвращались уже преображёнными. Такие путешествия – путешествия в поисках нового смысла и получили название сакральных. В практике сакральных путешествий человек не только передвигается в физическом пространстве лесов, гор, рек, пустынь, он также перемещается в пространстве сакральных  смыслов, символов и архетипов.
Сакральное (от лат. sacrum – священный предмет, священный обряд, таинство, мистерия) – священное, заветное; имеющее магический смысл, звучащее как заклинание. Сакральное противоположно профанному (мирскому, обыденному).
Наша страна, как никакая другая страна в мире, богата на уникальные, интересные для «путешественника в неизведанное» места.
Объекты с особым сакральным смыслом Но есть в России место, по-настоящему наполненное сакральным смыслом, загадочное, не похожее ни на одно другое в мире. Это поистине мифологическое и сказочное место – Карелия! Большинству туристов Карелия известна, в основном, как «край тысячи озёр», потрясающей по своей красоте северной природы, увлекательных маршрутов, величественного Валаама и неповторимых Кижей. Однако, это далеко даже не вершина айсберга. Ведь о главных тайнах, которыми богата эта земля и которые на протяжении многих столетий сохранялись на этой территории, передавались из уст в уста местными старцами, формируя ни с чем несравнимый, своеобразный духовный и культурный генофонд Карелии, смысловая значимость которого выходит далеко за пределы отдельно взятой республики, говорить почему-то не принято.
Карелия уникальна, в первую очередь, своим наследием, наполненным глубоким сакральным смыслом. Именно здесь тысячелетиями бок о бок жили «языческая» (праведическая), староверческая и православная конфессии. Поэтому, Карелия и является уникальным местом концентрации их многообразного сакрального наследия. А ведь именно сосуществование различных культурных и религиозных пластов, объективный рассказ об их историческом формировании, содержащий разгадку многочисленных тайн, с этим процессом связанных, сегодня особенно интересует туристов.
«Народ не помнит, чтоб когда-нибудь изобрёл он свою мифологию, свой язык, свои законы, обычаи и обряды. Все эти национальные основы уже глубоко вошли в его нравственное бытие, как сама жизнь, пережитая им в течение многих доисторических веков, как прошедшее, на котором твёрдо покоится настоящий порядок вещей, и всё будущее развитие жизни. Поэтому все нравственные идеи для народа эпохи «первобытной» составляют его священное предание, великую родную старину, святой завет предков потомкам» [1]. Эти слова выдающегося русского фольклориста XIX века В. Буслаева, произнесённые им на торжественном акте в Московском Университете в 1859-м году, не потеряли своей актуальности и в наши дни. И опускаясь в глубины тысячелетий в поисках ответов на вопрос: «Так что же это за священное предание, в чём этот святой завет предков потомкам?», – мы возьмём с собой как путеводную нить ту память прошлого, что сохранилась в наших обрядах, ритуалах, поверьях, каменной живописи (петроглифах), мегалитических памятниках, храмах и ещё в священных книгах, сохранившихся в Карелии.
А в заключении мне хотелось бы привести удивительно точные слова неизвестного путешественника: «Жизнь измеряется не числом вздохов, а числом мест и мгновений, когда у вас перехватывает дыхание»…

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М.: Наука. – 1988. – С. 41.