Кромлехи – священные места древности

Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных священных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы неправильно называем «языческими». Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т.д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны были божества, которым люди поклонялись.
Священные места - кромлехи.В Карелии одни из наиболее почитаемых и таинственных священных мест в далёкой древности – кромлехи. Кромлехи – это ряды небольших камней, чаще всего поставленных в круг. Хотя эти культовые сооружения хорошо известны во всём мире, до сих пор никто не дал им достойного объяснения. Ясно одно: кромлехи окружают некое место, по мнению наших далёких предков настолько важное, что именно ради него, собственно, и строился памятник.
Никто не дал разумного объяснения кромлехам скорее всего потому, что идея земных токов долгое время была чужда современной науке, но в древности люди всегда отмечали места, если они обладали особенными свойствами или значением.
Кромлехи, в древности называли «танцевальными залами», а их строительство, как и строительство мегалитических памятников вообще, связано с существованием земных геоактивных зон и теллурического излучения Земли.
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной. Разве жизнь во Вселенной не есть ритм? Год, месяц, время года, сутки – всё это ритмы, в которых проявляется жизнь земли, неба, Вселенной. Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм и живём по его законам. Танец являлся попыткой включения человека в ритмы окружающего мира, более общие, чем личные ритмы каждого человека. Все религии использовали этот способ, как более чем эффективный. Во время группового танца возникает вполне естественное явление: под воздействием единого ритма возникает единство танцующих. А если люди танцуют в особой геоактивной зоне, где подземные токи «помогают» им своей энергией, результат будет ещё значительнее. Поэтому танец выступал в качестве магического обряда, направленного на установление глубокой связи между человеком и жизнью природы и Космоса в целом. Выражаясь современным языком, священные места, на которых сооружались мегалитические памятники, а позднее возводились православные храмы – своеобразные перекрёстки параллельных миров, где возможны самые разнообразные «чудеса».
Сегодня наш разговор об одном из островов Валаамского архипелага – острове Дивный. Вообще, следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. В частности, это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых исторических источниках о. Дивный зовется Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений» и что, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землёй, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции.
Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем – практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине этого священного места тысячелетия назад был выложен кромлех – главная достопримечательность острова, посреди которого в ХV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».
Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи, поэтому приведём в качестве примера только одно, записанное со слов учителя физкультуры одной из Петрозаводских школ Ефимовой М.Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.
«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошёл маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо тёмное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределенно махнул рукой: мол, оттуда… На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения».

Читать далее